Для Приднестровья нужна броня, а не договор с Ворониным

Читая лавинообразный поток информации в молдавских СМИ о так называемых новых «инициативах» президента Молдовы, направленных, как видно, на дезориентацию не столько местного и приднестровского населения, сколько российской и западной общественности, я невольно задумываюсь: неужели в Молдове настолько недалекие политики, что за 17 лет так и не осознали простой истины: народ Приднестровья сложно обмануть, предлагая «гнилую продукцию» в красивой упаковке, выдавая ее за качественный товар. Это олигархов, представителей крупного бизнеса можно привлечь регистрацией в Кишиневе и выходом их капитала на европейский рынок, можно подкупить крупных чиновников, пообещав амнистию награбленному богатству. У рядовых граждан ПМР нет фирм, миллионных долларовых счетов за рубежом. Это крупному капиталу тесно в границах ПМР, ему необходим простор и свобода применения. Простой народ невозможно соблазнить свободным доступом на европейский рынок. А мелкому частному бизнесу, который в основном снабжает население Приднестровья товарами первой необходимости, и сельскому производителю регистрация в Кишиневе не требуется. Не за то приднестровцы боролись, чтобы снова стать частью Молдовы, не за это проливали кровь, теряя родных, друзей и близких в 1992 году. Приднестровцам нужна независимость и международное признание, позволившие бы им самим решать свои проблемы, самостоятельно иметь дело с Европой и СНГ и определять судьбу своих будущих поколений.

Однако в последнее время, очевидно, не без подсказки из-за Океана, официальный Кишинев в очередной раз поменял тактику кнута на пряник. Пиарщики, авторы «цветных революций» подсказали президенту Воронину путь, который способен вызвать недовольство приднестровцев деятельностью государственных органов, противопоставить исполнительную власть законодательной и на этой почве дестабилизировать ситуацию, чтобы проще было доказать доказывать международным структурам и официальной Москве, что государственность ПМР несостоятельна и ее необходимо упразднить.

Именно это и послужило основанием для официального Кишинева сменить тактику кнута на пряник и попытаться воздействовать на Приднестровье окольными путями. Вот почему президент Воронин, натянув на себя тогу «миротворца», выступил со своими инициативами и приступил к поиску подходов к крупным приднестровским капиталистам и отдельным неправительственным организациям, способным оказывать влияние на государственную политику. Цель этому одна: до возобновления политического диалога в формате «5+2», на двухстороннем уровне решить основные проблемы так называемой «реинтеграции». Это – взять под контроль экономический потенциал Приднестровья, реформировать под Молдову систему образования, объединить правоохранительные структуры и даже расформировать приднестровские вооруженные силы. Для этой цели, считая, что в Приднестровье есть прозападные политические силы, которые ему помогут, Воронин предлагает:

— допустить приднестровские крупные фирмы на рынок ЕС с условием их регистрации в Кишиневе. (Кстати сказать, согласно данным ТПП РМ, большинство из них уже зарегистрированы в Молдове).

— снять приднестровские таможенные и пограничные посты, преступить к демилитаризации с последующим созданием совместных вооруженных сил;

— реформировать приднестровского Университет, аккредитовать его в Кишиневе и открыть для студентов со всей Молдовы;

— создать совместное телевизионное вещание Кишинев-Тирасполь под эгидой неправительственных организаций с обоих берегов Днестра;

— и даже поделиться с Приднестровьем международной гуманитарной помощью, полученной на борьбу с последствиями засухи.

На сколько это опасно для Приднестровья, можно судить по выступлению международного аналитика румынского происхождения Владимира Сокора, имеющего допуск к секретам воронинского двора. По его информации, план президента Молдовы «предусматривает целую программу контактов на экономическом уровне с тираспольскими властями». Сокор утверждает, что «предложения Воронина стали возможными лишь в последнее время, вследствие разногласий между командой Игоря Смирнова, с одной стороны, и большинством Верховного Совета, с другой стороны, поддержанное фирмой Шериф и некоторыми представителями левобережного бизнеса. Конечно же, Смирнов и его команда неприемлемы с точки зрения РМ, но уменьшение влияния команды Смирнова и постепенный рост влияния его противников, открывают возможность контактирования с деловыми кругами Левобережья, вопреки несогласию Смирнова и даже перешагивая через это» (газета “FLUX” от 10.10.07).

Если судить по прозвучавшим в приднестровских СМИ отдельным выступлениям пресс-службы Верховного Совета с обвинениями в адрес исполнительной власти ПМР, он недалек от истины.

Но если это на самом деле так, то народные избранники должны понимать: сегодня не время для конфронтации. Это сейчас Воронин предлагает Приднестровью пойти ему на односторонние уступки: открыть автостраду Леушаны-Кишиев-Дубоссары, чтобы связать не столько Украину с Румынией, сколько кротчайшим путем Молдову с Украиной; открыть мост через Гура Быкулуй, необходимый Молдове, чтобы сократить расстояние между Кишиневом и Одессой. Он даже согласен восстановить целостность железной дороги, чтобы по кратчайшему пути обеспечивать доставку продукции из Молдовы в Россию через Украину. Причем предлагает делать все это под началом правительства РМ и под его юрисдикцией. Воронин даже заикнулся о том, что «готов разделить Приднестровьем в равных пропорциях международную гуманитарную помощь, направляемую международным сообществом в Молдову на борьбу с последствиями засухи». Но стоит только официальному Кишиневу запустить свои щупальцы на территорию ПМР, без «хирургического обрезания» их уже из Приднестровья не выдернешь. Это надо понимать.

К тому же Воронин молчит о том, что оставляет в Молдове ту часть гуманитарки, что предназначена для Приднестровья. И в Молдове, и в Приднестровье все понимают, что Запад и международные структуры «де-юрэ» считают ПМР территорией Молдовы, поэтому и средства, предназначенные для Приднестровья, направляют в Кишинев. Однако официальный Кишинев эту часть материальных средств спокойно получает и оставляет у себя, обворовывая тем самым приднестровцев, о которых якобы «печется» в это трудное время. И что самое интересное, этим же их и шантажирует.

Если бы Запад, в том числе и гаранты безопасности ПМР были хотя бы чуточку честны и справедливы и не пользовались бы двойными стандартами, они настояли бы на том, чтобы Молдова и ее президент без всяких предварительных условий часть международной помощи, предназначенной для Приднестровья, передали Тирасполю. Это первое. И второе, если бы международное сообщество в лице ОБСЕ, ЕС, да и России в том числе, не играло бы «в кошки – мышки с Приднестровьем» и справедливо потребовало бы от Воронина выполнения всех ранее подписанных президентом Молдовы документов, в том числе и Московского Меморандума от 1997 года, под которым стоит подпись Председателя ОБСЕ, то Приднестровье сегодня не нуждалось бы ни в какой гуманитарной помощи. А то получается так: пользуясь правом сильного, сначала отобрали у Приднестровцев «кусок хлеба», а потом его же им и предлагают, требуя взамен «плясать на задних лапах».

Почему-то именно такой подход принято считать нормальным «демократичным, справедливым и мирным решением приднестровской проблемы».

Надо хорошо знать Воронина и его способность к лицемерию, чтобы не оказаться у него «на крючке». Стоит Приднестровью согласиться с его инициативами и документально их оформить, будет «поздно пить боржоми».

Есть подозрение, что «дружеские его переговоры с В. Путиным «тет-а-тет» не принесли ему желаемых результатов. Он не получил того, чего добивался. Россия хоть и охладела к Приднестровью, но не отдала его народ на полное растерзание Молдовой. Во всяком случае, тех результатов, о которых так много трезвонили воронинские СМИ, нет! Вот почему Воронин бросился сегодня на поиски прямого диалога с некоторыми приднестровскими формированиями за спиной Москвы. Для официального Кишинева прямой диалог с представителями Тирасполя без участия Москвы очень важен, он преследует цель оттеснить Россию в переговорном процессе на задний план и взять инициативу в свои руки. К сведению тех, кто в перспективе будет налаживать контакт с Кишиневом: точно такой же прием по вытеснению России из пере6говорного процесса с Абхазией и Южной Осетией использует президент Грузии Михаил Саакашвили.

То, что Воронин добивается вытеснения России из переговорного процесса, подтверждается еще одним фактом. Одновременно с интервью Воронина «Комсомолке» в прессе Молдовы появилось заявление МИД РМ, значащееся под грифом «ДСП», и которое Андрей Стратан озвучил на 62-й Генеральной Ассамблее ООН. Этим заявлением Кишинев официально потребовал от ООН полного вывода российских войск из Приднестровья и замены российских миротворцев миссией гражданских наблюдателей. Вот почему Воронин в интервью газете «Известия в Молдове» на вопрос корреспондента «Как понимать Вашу инициативу о разоружении, демилитаризации Молдовы, и о том, что эту проблему Вы с приднестровцами могли бы решить самостоятельно, чуть ли не без посредников? Это что — полное упразднение вооруженных сил?» Воронин отвечал слишком витиевато и уклончиво, напирая на то, что вооруженные силы, в том числе и миротворцы Российской Федерации Молдове не нужны. Он говорил о том, что на Молдову никто не собирается нападать, и что она, в свою очередь, тоже ни с кем не собирается воевать, в том числе и с Приднестровьем. По его словам, Молдова — нейтральное государство, ни в какие военные блоки не входит и входить не собирается, что для правящей партии конституционный нейтралитет Молдовы — безоговорочен, что это один из политических постулатов ПКРМ, один из краеугольных камней представления о национальной безопасности. «Я бы сказал, – доказывал Воронин корреспонденту «Известий», – что на территории Молдовы, включая Приднестровье, существует две абсолютно бесполезные армии, которые заставить воевать друг с другом невозможно». По словам Воронина, армии ни РМ, ни ПМР никому не нужны. Вот почему, считает президент, и российские миротворцы Молдове более не нужны. Их необходимо удалить, как успешно выполнивших свою миссию. Воронин утверждает, что на этой стадии конфликта необходимы лишь гражданские наблюдатели, и пообещал не приглашать европейские «голубые каски», мол, «хватит бряцать оружием».

Воронин предлагает и Кишиневу, и Тирасполю в обозримом будущем, в ближайшие полгода, ликвидировать всю тяжелую технику и вооружение, все системы залпового огня и ракетные комплексы любых модификаций, сдать в металлолом на переплавку и на этом заработать «хорошие» деньги. И в то же время предлагает «построить объединенные вооруженные силы под единым управлением из центра». Что самое интересное, по замыслу инициатора, возрожденная и обновленная Национальная армия объединенной Молдовы будет «Миротворческой». Что это значит? По его словам, «армия объединенной Молдовы может иметь смысл и идейное наполнение только как армия миротворческая, как силы, готовые по просьбе международных организаций приходить на помощь, проявлять солидарность с другими странами и народами». Но на практике это будет выглядеть намного прозаичнее. Армия Молдовы, «обновленная по стандартам НАТО», в составе миротворцев ГУАМ будет наводить «конституционный порядок» в Абхазии и Южной Осетии, а грузинская – в Приднестровье. Не следует забывать, что Кишинев, кроме всего прочего, надеется заменить неугодных российских миротворцев батальоном ГУАМ. К слову сказать, батальон такой формируется, и запрос на его признание и использование по прямому назначению уже направлен в ООН.

Поэтому разоружение «демилитаризация ПМР» по-воронински будет означать сдачу государственности ПМР по полной программе.

Следует обратить внимание на тот факт, что Воронин, выдвигая массу идей, ни словом не обмолвился о государственности ПМР. Она для него не существует. А, упразднив приднестровские ВС и установив контроль над экономикой ПМР, официальный Кишинев способен будет задушит Приднестровскую Республику, а затем и тех, кто создавал ее, строил и защищал.

Тогда, я думаю, многие приднестровцы действительно вспомнят 1937 год.

Поэтому, прежде чем говорить о разоружении, а тем более, принимать к рассмотрению воронинские инициативы, следует позаботиться о том, чтобы была полная гарантия тому, что официальному Кишиневу никогда не будет дозволено устанавливать свой «конституционный порядок» на приднестровской земле.

Ошибок, допущенных руководством Гагаузии, Приднестровью повторять не следует. А тем, кто забыл о них, я напоминаю. Гагаузия, как и Приднестровье, в 1990 году провозгласила от Молдовы свою независимость. Однако Комрат спустя четыре года пошел на уступки и согласился на статус автономии, поверив на слово официальному Кишиневу в том, что статус автономии будет закреплен в Конституции. Однако до внесения изменений в Конституцию дело так и не дошло.

В процесс вмешалась ПКРМ и лично В. Воронин. Перед досрочными выборами в парламент РМ, которые состоялись в феврале 2001 года, для победы на выборах лидер ПКРМ сделал ход конем, совершив в отношении народа Гагауз-Ери самое подлое предательство.

Есть необходимость напомнить приднестровцам документ, имеющий непосредственное отношение к статусу Гагаузии и под которым стоит личная подпись Воронина, от которой он отказался. Документ этот называется: «Соглашение между депутатами Народного Собрания Гагаузии (Гагауз-Ери) и кандидатами в депутаты парламента Молдовы от партии коммунистов РМ».

Привожу текст без сокращения.

«Депутаты Народного Собрания (НС) Гагаузии и кандидаты в депутаты парламента Молдовы от партии коммунистов РМ согласились в ниже следующем:

1. Депутаты Народного Собрания Гагаузии в период предвыборной компании в парламент Молдовы поддерживают агитацией кандидатов от партии коммунистов РМ.

2. Кандидаты в депутаты парламента Молдовы от партии коммунистов, будучи избранными в парламент, внесут предложения и поддержат:

— внесение изменений и дополнений в Конституцию РМ в части укрепления ОСОБОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА ГАГАУЗИИ;

— приведение действующего законодательства РМ в соответствии с законом РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)» и обеспечение его исполнения всеми ветвями государственной власти РМ;

— разграничение полномочий между РМ и Гагаузией и исполнение положений закона РМ «Об особом правовом статусе Гагауз-Ери»;

— обеспечение представительства Гагаузии во всех ветвях власти РМ;

— вопрос о вхождении Молдовы в Таможенный союз стран СНГ;

— вопрос о присоединении Молдовы к Союзу России и Белоруссии;

— обеспечение на законодательном уровне охраны и развития гагаузского языка;

— обеспечение необходимых условий для изучения языка на территории Гагаузии;

— придание русскому языку статуса второго государственного языка республики на конституционном уровне;

— меры по мирному и окончательному разрешению приднестровского конфликта».

Со стороны Гагаузии Соглашение подписали Председатель Народного Собрания (парламента) Гагауз-Ери М. Кандегилян и 25 депутатов, со стороны ПКРМ подпись поставил лично В. Воронин.

Хотите знать, что было потом? Победив при поддержки гагаузов на выборах и сев в кресло президента, Воронин категорически отказался от своих слов и от подписи под Соглашением. Кроме того, он решил избавиться от руководства Гагауз-Ери, свидетелей его предательства, сфабриковав на президента Д. Кройтора и председателя парламента Гагаузии липовые уголовные дела с целью их компрометации и отстранения от власти.

А тем временем представители Молдовы в двухсторонней комиссии по приведению статуса автономии Гагауз-Ери в соответствие с Конституцией отклонили 23 октября 2001 года предложенный руководством Комрата законопроект об изменении Конституции РМ. Законопроект предусматривал наделение Гагаузии правами полноправного члена будущей федерации, предоставлял ей представительскую квоту в центральных государственных органах, в том числе и в парламенте (сегодня Воронин это предлагает Приднестровью), а также давал право Гагауз-Ери налагать вето на вопросы, касающиеся ее автономии. Одновременно гагаузы предложили Кишиневу предоставить им право формировать бюджет автономии, чтобы в него, а не в бюджет РМ, поступали все налоги и сборы, взимаемые на контролируемой Комратом территории, а в бюджет Молдовы отчислять определенный процент. То есть, Гагаузская республика попыталась легитимно защитить права, предоставленные ей статусом автономии. Однако все эти предложения гагаузского руководства по упрочению законных прав гагаузского народа начисто были отметены воронинской администрацией. И вот сегодня официальный Кишинев стремится навязать ПМР статус автономии, обещая Приднестровью широкие полномочия, урезав до предела в 2001 году полномочия автономии Гагауз-Ери.

Пример наглядный и более чем поучительный.

Бывший в то время вице-спикер молдавского парламента В. Мишин на пресс-конференции разъяснил журналистами: «Мы (руководство официального Кишинева — С.З.) ДАЖЕ КОНЦЕПТУАЛЬНО НЕ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ ЭТОТ ПРОЕКТ ЗАКОНА ПО ГАГАУЗИИ, ТАК КАК ОН, ПРАКТИЧЕСКИ, ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СОЗДАНИЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВА В МОЛДОВЕ» («МВ»,N24, от 24.10.01г.). Правая рука Воронина — Мишин — тогда заявил, что проблемы Гагаузии должны решаться не в Комрате, а в Кишиневе, и что руководство РМ само разработает поправки в Конституцию, «более сбалансированные» и «реалистичные», определяющие квоту прав Гагаузии. Уже тогда госпожа Постойко, член ПКРМ и председатель юридической комиссии парламента Молдовы, считала, что предложенный Кишиневом проект поправок в Конституцию должен устанавливать общие принципы функционирования местной автономии в Молдове, и что «положения этого документа должны касаться не только Гагауз-Ери, но и всех предполагаемых (!) территориальных автономий в целом».

Итак, Воронин вновь закрутил рулетку «Поля чудес», хотя любой ребенок знает, что чудес в природе не бывает. И Воронин не Леонид Якубович, приз Приднестровью не выдаст. Он – игрок-наперсточник, у которого Приднестровье никогда ничего не выиграет. Это должны понимать все.

Поэтому те, кто будет принимать участие в переговорах с Молдовой по нормализации отношений, должны думать о гарантиях приднестровской безопасности, которые, по словам профессора Преображенского, должны быть «броней», а не просто Соглашением с Ворониным.

С. Зайченко.

15.10.07г.

 

 

Реклама

Оставьте комментарий

Filed under Власть

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s